Что нужно сделать перед составлением отчетности?

Что нужно сделать перед составлением отчетности?
23 ноября 2015, 09:33

Что нужно проверить в преддверии завершения отчетного года?

Ответа на этот вопрос нет ни в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», ни в Положении по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), ни в соответствующем бухгалтерском стандарте – ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). А между тем проведение предварительных подготовительных мероприятий необходимо, так как в противном случае, бухгалтеру придется применять другой стандарт – ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утверждено Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).

О каких мероприятиях идет речь?

Возможно, читатель скажет, что перед составлением бухгалтерской отчетности главным мероприятием является проведение инвентаризации, в ходе которой выполняются многие действия, наводящие порядок в бухгалтерском учете предприятия. Но не всегда у хозяйствующего субъекта есть возможность провести инвентаризацию в полном объеме. Кроме того, данное мероприятие обычно планируется не на отчетную дату, а на какое‑либо другое удобное для проверки имущества и обязательств число. Поэтому вместо классической инвентаризации на практике принимаются другие меры, чтобы подготовиться к составлению достоверной и качественной отчетности. Например, заранее приглашаются аудиторы, чтобы указать на ошибки и помочь их исправить. Но не все могут себе позволить обратиться к профессионалам бухгалтерского учета.

Тому, кто предпочитает самостоятельно подготовиться к составлению финансовой отчетности, нужно знать, на чем она базируется.

Фундамент финансовой отчетности

                                                   ⇓                                                                                                            ⇓

Первичные учетные документы по хозяйственным операциям    Регистры бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта

Исходя из схемы, можно заключить, что прежде, чем составлять отчетность, нужно навести порядок в документах и регистрах бухгалтерского учета. Как же это сделать? Есть несколько решений. Необходимо начать с анализа именно регистров бухгалтерского учета, поскольку в ходе его проведения может быть выявлено как отсутствие документов по операциям, которые были совершены, так и неотражение в учете операций по имеющейся «первичке». По документам готовиться к составлению отчетности вряд ли рационально.

Что анализировать в бухгалтерском учете?

Каждый бухгалтер привык работать с теми регистрами и формами, которые представляются ему удобными. Однако если говорить о бухгалтерском учете в целом, то его данные систематизируются в нескольких видах отчетов, среди которых можно выделить главную книгу и оборотно-сальдовую ведомость по всем задействованным счетам бухгалтерского учета. Именно из второй названной формы хорошо видно, какие активы стоят на балансе (основные средства, сырье и материалы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы), насколько успешно проводится на предприятии работа с дебиторской и кредиторской задолженностью (об этом говорят остатки по счетам учета расчетов), как осуществляется контроль за кассовой дисциплиной и расчетами с подотчетными лицами (наличие денежных средств), обладает ли предприятие достаточным капиталом для продолжения своей деятельности (минимальная возможная стоимость чистых активов), а также каков результат (прибыль).

Все это общая картина, детали которой можно раскрыть, если из «оборотки» перейти к анализу конкретного счета, карточки по его остаткам и проведенных по нему операций. Поэтому далее рассмотрим счета бухгалтерского учета, которые требуют мониторинга перед составлением отчетности.

Вернуться обратно
Бесплатная консультация

Закажите звонок и мы проконсультируем по вашему вопросу прям сейчас